ОРКСЭ - книга для родителей

Дорогие друзья!

 

В апреле 2010 г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах начнётся препо­давание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Этот курс носит комплексный характер, так как вклю­чает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, осно­вы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового кур­са будут носить светский, культурологический характер. Вы или при вашем активном участии сами дети могут выбрать, какой из модулей наиболее интересен для изу­чения в рамках этого курса.

Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной куль­туры России. Всё это должно способствовать достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традици­онных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважи­тельного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопо­нимания и, как следствие, оздоровлению морально-нрав­ственной атмосферы в обществе.

Введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах вос­питания школьников, оказанию необходимой, своевремен­ной и квалифицированной поддержки в непростых ситуа­циях нравственного выбора и общественного самоопреде­ления.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остают­ся сегодня основой нравственного становления ребёнка. Поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых по духовному и нравственному развитию и вос­питанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важ­ных для ребёнка людей, их богатый жизненный опыт и их стремление передать этот опыт подрастающему поко­лению.

Главное наше достояние — это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.

Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценно­стями призвано сыграть важную роль не только в расши­рении кругозора школьника, но и в воспитательном про­цессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и ува­жительному отношению ко всем гражданам страны.

 

Министр образования и науки

Российской Федерации                     А. А. Фурсенко

 

 

 


Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость приня­тия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудни­чества государства, школы, семьи, общественных и тради­ционных религиозных организаций в целях духовно-нрав­ственного развития и воспитания школьников, морально­го оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

1.  В школу придут священнослужители. Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.

В своём вступительном слове на встрече с лидерами ре­лигиозных организаций России 21 июля 2009 г. Прези­дент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

2.  Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.

Каким будет преподавание нового курса, в первую оче­редь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя на­чальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную рели­гию. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному ру­ководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.

Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исто­рических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важ­нейших категориях религиозной культуры.

Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдаю­щихся произведений мировой культуры. Ваши дети зна­комятся с ними на уроках истории, литературы, на заня­тиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один при­мер: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиоз­ного смысла в повседневности, который мы даже не заме­чаем.

Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотива­ции к осознанному нравственному поведению, основанно­му на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззре­ний. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

3. Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой стра­ны с богатыми и разнообразными духовными традиция­ми. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежева­нию. Для такого утверждения есть основания.

• Курс имеет не вероучительный, а культурологичес­кий характер, а культура у нас одна — культура много­национального народа России.

•    Содержание всех модулей комплексного учебного

курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нрав­ственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Новый курс организован таким образом, что школь­ники, выбравшие для систематического изучения опреде­лённый модуль, получат общие представления и о содер­жании других модулей.

Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Изучение курса завершается большим общим школь­но-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и со­гласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к свое­му однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважени­ем относятся к представителям иного мировоззрения.

4. Апробация учебного курса — очередной экспери­мент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался. Мысль об исключительной важности нрав­ственной консолидации общества и необходимости его мо­рального оздоровления последовательно проведена в По­сланиях Президента России Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», ко­торые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и ми­ровую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образо­вательный стандарт начального общего образования, в ко­тором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.

 

Глава 2. ВАШ РЕБЁНОК - МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК

 

В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим под­ростком. Этот возрастной период сменяет детство и про­длится примерно до 12 лет. Младший подростковый воз­раст (учащиеся 4—6 классов) — один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок од­новременно переживает два кризиса — возрастной и обра­зовательный. В дополнение к этому внешняя информаци­онная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда по­зитивное воздействие.

Возрастной кризис вызван переходом от детского воз­раста к подростковому. Подростковый возраст — стадия развития личности между детством и взрослостью — ка­чественно новый этап в развитии школьника, который ха­рактеризуется изменениями, связанными с началом поло­вого созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление основы социального само­сознания — пробуждение чувства взрослости, формируют­ся сложные формы мыслительной деятельности, абстракт­ное, теоретическое мышление, появляется мужской или женский взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физичес­кого «Я», новый уровень самосознания, пробуждается ин­терес к себе.

В социальном плане подростковый возраст представля­ет собой переход от детства к самостоятельной и ответ­ственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста — чувство взрослости. Оно выражается в отно­шении подростка к себе как к взрослому и желании, что­бы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свёртывание прежде установившей­ся системы интересов ребёнка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой — возрастает самостоятельность, разнообразны­ми, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, дру­гим людям, формируются общественно значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возмож­ности, у него появляется чувство принадлежности к осо­бой, «подростковой» общности, ценности которой являют­ся основой для собственных нравственных оценок. Веду­щей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация об­щения с родителей и учителей на сверстников. В обще­нии у подростка формируются навыки социального взаи­модействия, появляется чувство солидарности, эмоцио­нального благополучия, самоуважения.

Образовательный кризис связан с переходом с началь­ной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстра­ивал разносторонние отношения с ребёнком и его родите­лями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними ещё долго будут ограниче­ны в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной систе­мой, следствием чего становится «феномен беспризорно­сти» подростков в школьном здании. В выпускном клас­се начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников по сравнению со старшими школь­никами несамостоятельными и недостаточно образован­ными.

Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего об­разования. В начальной школе широко используется лич­ностное учебное общение учителя — значимого взросло­го — и ребёнка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В ос­новной школе обучение перестраивается с задач развития познавательной сферы личности ученика на задачи освое­ния школьником больших объёмов систематизированной научной информации по каждому из предметов.

Таким образом, 4—5 классы — переход из младшей в основную школу — довольно сложный период развития ребёнка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от ро­дителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.

Негативные последствия возрастного и образовательно­го кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды.

Благодаря стремительному развитию средств связи, ин­формационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, полу­чаемой из Интернета, с помощью телевидения, компью­терных игр, кино. Социализирующее воздействие совре­менных источников информации, нередко доминирующее в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняющее на второй план семью и школу, далеко не всегда бывает позитивным.

На ребёнка оказывают огромное влияние информационно-коммуникационые технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить современного человека и общество. Информационно-коммуникационые технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребёнка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять её своим правилам.

Но в формате компьютерной игры дети взаимодейству­ют не с людьми, а с фантомами. Часто в правилах игры, регулирующих отношения между виртуальными персона­жами и ребёнком, игнорируются моральные нормы, при­нятые в обществе. Ребёнок, взрослея среди игр такого рода, принимает правила поведения, которые в реально­сти не только не работают, но и способны причинять вред человеку.

Дети во все времена играли в игры. Традиционные иг­ры происходили между живыми людьми по установлен­ным ими правилам, требовали от каждого игрока выпол­нения определённых обязательств, в том числе и мораль­ных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравствен­ные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе.

Такая игра всегда была действенным средством взрос­ления, социализации и морального развития ребёнка.

 

Глава 3. ЗАЧЕМ В ШКОЛЕ ВВОДИТСЯ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»?

 

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покида­ет начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, обра­зованию. Происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происхо­дили в контексте определённого культурного и мировоз­зренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ве­дёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечи­вает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собст­венную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в кото­рых сконцентрирован лучший нравственный опыт челове­чества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание детей было и остаётся самым трудным ви­дом деятельности в мире. Что может быть сложнее и от­ветственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драма­тический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

Не случайно тема «отцов и детей» относится к катего­рии вечных. Этот спор был начат очень давно и продол­жается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой ли­тературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесто­чённые столкновения «века нынешнего» с «веком минув­шим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный ниги­лизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.

Современная эпоха также не решила проблему взаимо­отношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из то­го, во что верили бабушки и дедушки современных млад­ших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные тем­пы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, по­рядочность, доброе имя.

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, из­менчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколе­ний всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жиз­ни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивля­лись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, есте­ственно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрос­лые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени,
нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса
«Основы религиозной культуры и светской этики».

Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадле­жат разному времени, находятся на разных ступенях раз­вития культуры и техники, сформировались в разных со­циальных, бытовых, информационных и даже экономи­ческих условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколе­ний, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного ди­алога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьни­кам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообраз­ном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные ос­новы семейной жизни. Семья основана на любви, взаим­ной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и до­верия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинно­го общения — одна из болезней нашего времени. Стреми­тельность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые мате­риальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, созда­ния особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о глав­ном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы ак­туальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребён­ка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разго­вор родительским морализаторством, «пулемётной оче­редью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «та­ких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и труд­ности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём при­мере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-разви­вающий характер. Успешное решение воспитательных за­дач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного само­определения — это его родители.

 

Глава 4. КАК БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНО ПРЕПОДАВАНИЕ НОВОГО КУРСА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ?

 

На изучение нового учебного курса предусмотрено от­носительно небольшое количество часов — всего 34. Учеб­ный процесс рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая четверть 5 класса (17 уро­ков).

Разделение двух учебных четвертей трёхмесячными летними каникулами обусловлено тем, что апробация любого нового курса всегда сопровождается некоторыми допустимыми рисками. В массовую образовательную шко­лу вводится курс, имеющий чётко выраженную нрав­ственную, воспитательную направленность. Изучение курса в общеобразовательных школах 19 субъектов Рос­сийской Федерации будет сопровождаться проведением широких социологических исследований с целью выявле­ния отношения родителей, школьников, педагогов, обще­ственности к новому курсу. Трёхмесячный перерыв меж­ду двумя учебными четвертями позволит собрать все необходимые данные, оценить их, при необходимости внести коррективы в учебно-воспитательный процесс. Летняя пауза даст возможность и самим родителям объ­ективно и спокойно рассмотреть первые результаты изу­чения ребёнком «Основ религиозных культур и светской этики», оценить влияние нового курса на характер семей­ного воспитания.

Преподавать новый курс будут педагоги школы, в ко­торой учится ваш ребёнок, — учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов. При необходимости ад­министрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям педагогов из других обра­зовательных учреждений, но они должны иметь опыт ра­боты со школьниками, а также свидетельство о прохож­дении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. Такие специализи­рованные курсы в обязательном порядке проходит каж­дый учитель, преподающий тот или иной модуль.

В третьей четверти 4 класса администрация школы может провести родительское собрание, на котором роди­тели ознакомятся с задачами нового курса, его структу­рой, основным содержанием, с тем, как будет организова­но его изучение.

При выборе модуля, а также во время летних каникул родителям рекомендуется сделать следующее:

Ознакомиться с содержанием всех модулей курса, для этого по возможности посетить школьную библиотеку и посмотреть содержание учебников по каждому модулю. Сделать выбор учебника.

Выслушать на родительском собрании учителей, ко­торые будут вести модули. Выбрать учителя.

По возможности поговорить с учителем. Поскольку образовательный процесс в рамках нового курса ориенти­рован на решение воспитательных задач, важно оценить не только профессиональные, но личностные качества пе­дагога.

Посоветоваться с классным руководителем и сделать окончательный выбор модуля и учителя.

В конце третьей или в начале четвёртой четверти должно быть проведено ещё одно родительское собрание. Его проводят учителя с родителями детей, которые будут изучать или уже изучают данный модуль. На этом собра­нии учитель детально знакомит родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Но главная задача собрания — согласовать действия учителя и роди­телей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.

Значение родительского участия в изучении курса «Ос­новы религиозных культур и светской этики» трудно пе­реоценить. На уроках школьники будут получать домаш­ние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопро­сов непосредственно связана с содержанием урока, и от­веты на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развива­ющий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творчес­ких вопросов-заданий построена так, что для их подготов­ки школьник обращается к опыту своих родителей, дру­гих взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или ино­му вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посиль­ное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополни­тельной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать жи­вое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общест­венных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержа­ние должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расши­рить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продук­тивным.

Третье родительское собрание должно пройти в нача­ле — середине первой четверти 5 класса. Его задача — подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный, четвёртый раздел называется «Духовные традиции многонационального на­рода России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать до­полнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, чтобы подготовить и представить такие индивидуальные и кол­ кол­лективные творческие проекты как, например: «Как я понимаю православие?», «Ислам — религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в  благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка (отец, брат) — защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и др. При подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов.

На родительском собрании педагоги познакомят роди­телей с тематикой творческих работ, дадут необходимые рекомендации по их подготовке. На этом же собрании учителя и родители должны обсудить порядок подготов­ки и проведения школьного праздника, посвященного Дню народного единства, отмечаемого 4 ноября. Благо­приятным надо признать тот факт, что изучение нового курса завершается как раз накануне этого праздника, который может стать школьно-семейным и пройти под де­визом «Мы разные, но мы вместе». Здесь могут быть организованы:

презентации творческих работ школьников, выпол­ненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие куль­турно-исторические, духовно-нравственные традиции кон­фессий и народов России;

выставка детских художественных работ, представ­ляющих особенности религиозного искусства в России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединённых общей духовно-нравственной проблемати­кой;

дегустация блюд национальной кухни народов Рос­сии.

На школьном празднике по окончании курса не только гостями, но и непосредственными участниками будут родители обучающихся. Важно создать атмосферу праздника на основе совместного ознакомления с культурными богатствами народов нашей страны.

Для того чтобы сделать более продуктивным взаимо­действие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия по курсу «Основы религи­озной культуры и светской этики» будут открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуа­циями, когда двери перед семьёй закрыты педагогически­

ми амбициями: мол, мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Успешность учебно-воспитательного процесса в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников. Все, кто будут участвовать в апробации нового курса, открыты для общения и обсуж­дения возникающих проблем.

 

Глава 5. ЧТО БУДУТ ИЗУЧАТЬ ВАШИ ДЕТИ?

 

Учебный курс «Основы религиозных культур и свет­ской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддий­ской культуры, основы иудейской культуры, история ми­ровых религий и основы светской этики. Каждый из мо­дулей включает четыре тематических раздела.

Два первых раздела школьники изучают в последней четверти 4 класса:

1.  Россия — наша Родина.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Третий и четвёртый разделы отнесены к первой четверти 5 класса:

3.  Основы религиозных культур и светской этики.

4.  Духовные традиции многонационального народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям вы­брать, а школьникам изучать один модуль и одновремен­но скрепляет разные модули общими разделами, обеспе­чивая педагогическое единство курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает все­го 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутству­ет весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многона­ционального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое зна­чение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль бу­дет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела «Основы религиозных куль­тур и светской этики» будет продолжаться до конца учеб­ного года. На второй и последующие уроки учащиеся при­ходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его те­ма — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция рас­крывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддиз­ма, культура иудаизма, других мировых религий, что та­кое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: че­ловек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Бу­дет показан образ жизни людей, их нравственные, семей­ные и общественные обязанности. В единственном моду­ле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся по­знакомятся с системой гуманистических ценностей, с ис­торией возникновения морали, её значением для жизни человека.

Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и неслож­ными творческими работами.

Первая четверть 5 класса начинается с изучения треть­его раздела «Основы религиозных культур и светской эти­ки». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю бу­дет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-ис­торических особенностей нашей страны и конкретного ре­гиона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России»,

«История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, люб­ви к родной земле определяет направленность большин­ства тем третьего раздела как в историческом, так и в со­временном контексте.

Второй и третий разделы изучаются учащимися одно­го класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностя­ми: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, об­щество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учеб­но-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учеб­ный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные тради­ции многонационального народа России». Здесь происхо­дит подготовка и презентация индивидуальных и коллек­тивных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвященным Дню на­родного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обу­чающиеся получают, таким образом, возможность ознако­миться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая анали­тическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многооб­разии и единстве духовных традиций многонационально­го народа Российской Федерации.

 

Глава 6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному сред­ству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (сред­ствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятель­ности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение празд­ника накануне Дня народного единства). На уроках педа­гоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но ес­ли родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравствен­ную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ре­бёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждает­ся в духовной связи со взрослым, родным для него чело­веком.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной инфор­мации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наибо­лее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрос­лых. У него возникает потребность оценить этот мир, при­нять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное зна­чение для подростка.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребён­ка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — не­достаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и деть­ми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это то­же общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить со­держание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с деть­ми на темы решения математических задач или правиль­ного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жиз­ни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человече­ства как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребён­ку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Го­ворите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ре­бёнком — универсальное требование к воспитанию, кото­рое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осо­знать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать се­бя взрослым в общении со значимым взрослым на взрос­лые темы, особенно если такое общение будет не назида­тельным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это иг­ра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — по­зиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за- висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привык­ли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, долж­ны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как выс­шее проявление любви к нему следует строить, основыва­ясь на постоянном, неустанном желании познавать свое­образие его индивидуальности. Попытка встать на пози­цию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитар­ностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не об­ращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы вос­питания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуж­дают современных детей к бунту, перекрывают канал эмо­ционального взаимодействия и общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмо­сферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избе­гайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут не­доверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, про­веренным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для не­го взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от роди­теля подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучаю­щие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичнос­ти, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответ­ственных взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказы­ваний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или от­рицающих религии). Насторожитесь, если это делает ре­бёнок. За этим скрывается большая нравственная пробле­ма. Недоброжелательное высказывание человека в чей-ли­бо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает те­рять моральную устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным ру­ководителем.

Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесооб­разно использовать это время для демонстрации и осмыс­ления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что зна­ет об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовь­те вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопроса­ми, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вмес­те.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расска­жите ему о конкретном человеческом поступке. Попроси­те его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколь­ко важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса на­чинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ста­вит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нрав­ственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребё­нок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Поче­му нельзя? Потому что такие действия приведут к ожо­гам, болезням, будут иметь плохие для физического здо­ровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зави­сит не только от его тела. Есть душевное здоровье, назы­ваемое также духовным, психологическим. Есть социаль­ное здоровье, определяемое характером отношений чело­века в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Спра­ведливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют со­стояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физичес­кого здоровья, они накапливаются как опыт жизни и пе­редаются от старших к младшим.

Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте воз­никающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. своё время Джон Грэй гово­рил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда прохо­дит так, как хочется ему, не научится сочувствию и ува­жению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и опти­мизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек со­знательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить наг­раду, а потому, что по-другому поступить просто не мо­жет. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумыва­лись о последствиях своих действий и цене своих заблуж­дений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновремен­но с окончанием изучения нового школьного предмета, ес­ли приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только нача­ло большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и ра­достным.